История кафедры

     На период создания института наука о вагонах была на высоком уровне. Как писал проф. М.В.Винокуров: "Наша страна является родиной новой отрасли науки - науки о вагонах". Было создано много оригинальных конструкций вагонов и их частей, во многом превосходящих иностранные образцы.
     Кафедра, как и вагонный факультет, была создана в 1930 г. М.В. Винокуров занимал должность заместителя начальника института по учебной работе и был заведующим кафедры. В 1931 г. им была защищена докторская диссертация.
     После окончания института в 1932 г. на кафедре начали работать И.М. Коротеев и А.А. Харитонов.
     М.В. Винокуров, работая в институте, внес большой вклад в совершенствование учебного процесса и развитие науки. Ему принадлежат капитальные труды по динамике движения вагонов, расчету и конструкции деталей подвижного состава, эксплуатации вагонов. Перед войной он был назначен начальником Всесоюзного научноисследова-тельского паровозовагонного института. После войны под его редакцией был издан учебник "Вагоны".
     После М.В.Винокурова заведующим кафедры стал к.т.н. И.М.Коротеев. Почти 20-летний период работы на этой должности - это постоянные заботы о совершенствовании учебного процесса, расширении и улучшении качества лабораторной базы, повышении уровня подготовки специалистов, развитии уровня научных исследований.
     В довоенный период (1938 г.) после окончания ДИИТа на кафедре начал работать А.А. Львов. В дальнейшем он известный ученый в области прочности рам, кузовов и динамики вагонов, доктор технических наук, сотрудник лаборатории динамики и прочности под руководством В.А. Лазаряна. Переведен во ВНИИЖТ, где участвовал в разработке скоростного движения на ж.д. транспорте.
     В годы войны И.М. Коротеев и А.А. Харитонов продолжают готовить специалистов в Новосибирске. Их научная деятельность - это помощь Томской железной дороге.
     После возвращения в Днепропетровск после войны на кафедре продолжают работать И.М. Коротеев, А.А. Харитонов, возвращается А.А. Львов и приходит Бродовский. Начинается восстановление старых и создание новых лабораторий. Первой из них была лаборатория автотормозов, занимавшая одну небольшую аудиторию. Общая площадь, отведенная для кафедры, была около 100 м2.
     В конце 50-х годов кафедрой начато оборудование групповой тормозной станции.
     В 1957 г. после окончания института на кафедре начал работать Ю.Г. Амосов. Оснащение лабораторий велось А.А. Харитоновым и Ю.Г. Амосовым. Они же были основными преподавателями дисциплины "Автоматические тормоза". Окончательным этапом оборудования лаборатории была установка компрессорной станции для обеспечения тормозных приборов сжатым воздухом. Это было в 1964 г. В дальнейшем с изменениями в тормозных системах вагонов изменялось и оборудование в лаборатории. Эта лаборатория одна на Украине и лучшая в СНГ.
     А.С.Осипов пришел на кафедру в 1959 г. Он имел большой опыт работы в линейных предприятиях и управленческом аппарате железной дороги.
     Наиболее интенсивно педагогический и научный потенциал кафедры вырос в 60е годы. Увеличение приема студентов специальности "Вагоны и вагонное хозяйство" на механическом, вечернем и заочном факультетах, расширение тематики НИР позволило увеличить штат преподавателей и штат научноисследовательского сектора. На кафедру пришли инж. О.М. Савчук (1961 г.), В.П. Юрчук (1963 г.), инж. Г.В. Рейдемейстер (1964 г.), А.Е. Дударев (1966 г.), к.т.н. В.К. Бруякин, инж. А.Г. Дуганов (1967 г.), заведующий лабораторией кафедры И.К. Мороз и Н.А. Пастернак (1968 г.), Н.А. Мельниченко (1969 г.). Кроме В.К. Бруякина, который был студентом и аспирантом МИИТа, все они - бывшие студенты ДИИТовцы. На должность заведующего лабораторией кафедры вместо И.К. Мороза переведен А.Д. Жаковский.
     Расширяется лабораторная база кафедры. Оборудуется лаборатория "Вагоны" для изучения конструкции и технологии ремонта вагонов. Лаборатория оснащается приборами для статических и динамических испытаний деталей и узлов вагонов. Углубляется изучаемый курс и начинается подготовка к созданию лаборатории холодильного оборудования и кондиционирования воздуха и электрооборудования вагонов.
     Одним из первых направлений научной деятельности кафедры были эксплуатационные испытания ходовых частей и ударнотяговых приборов грузовых вагонов. Существовали Всесоюзные комплексные программы по созданию или совершенствованию деталей и узлов вагонов. В них участвовали министерство черной металлургии, министерство тяжелого машиностроения и в первую очередь министерство путей сообщения, их институты и заводы. Для испытания был назначен полигон между Криворожским горнорудным бассейном и заводами Западной Европы (поставщиком и потребителем руды и ее концентратов). Преимущества этого полигона заключалось в полной загрузке вагонов, большом среднесуточном пробеге, высокой скорости движения, сложном плане и профиле пути. Только здесь можно получить достоверные данные за сравнительно короткий срок. Результатов ожидали многие организации. Условия исследований значительно отличались от кабинетных. Но члены кафедры работали настойчиво и дружно, находясь длительное время на железнодорожных станциях и в депо, возле вагонов и под вагонами.
     По результатам эксплуатационных испытаний ст.н.с. Н.А. Мельниченко формирует заключения о пригодности или непригодности для эксплуатации колес в зависимости от химического состава колесной стали, способа термообработки и профиля поверхности катания колес. На него возложены также обязанность общей организации эксплуатационных испытаний. А.Е. Дударев и А.Г. Дуганов испытывали автосцепку конструкции Э.Н. Дзятко с механизмом, который на первый взгляд казался идеальным. И.К. Мороз начинал свою научную деятельность также с эксплуатационных испытаний колесных пар с полыми осями. Ю.Г. Амосов испытывал гидравлические и фрикционные поглощающие аппараты, А.С. Осипов буксы с подшипниками скольжения. Н.А. Пастернак исследовал в эксплуатационных условиях буксы с корпусами из алюминиевого сплава, колесные пары с полыми осями, поглощающие аппараты с металлокерамическими элементами, тележки для вагонов с осевыми нагрузка 25 тс. А.Д. Жаковский испытывал тележки с корпусами букс из алюминиевого сплава и упругими фрикционными гасителями колебаний.
     В это же время расширяется научная деятельность кафедры и появляются новые направления исследований. Это теоретические и экспериментальные исследования динамики и прочности грузовых вагонов; исследования автотормозов большегрузных вагонов; научная организация ремонта вагонов; исследование работы рефрижераторных секций.
     Несомненно на уровень исследований в значительной степени влияло содружество с лабораторией динамики и прочности вагонов, созданной В.А. Лазаряном. Одной из первых работ была комплексная НИР по исследованию динамических качеств полувагонов на трехосных тележках. От кафедры участвовали в выполнении работы И.М. Коротеев, А.А. Львов, А.С. Осипов, А.А. Харитонов, О.М. Савчук.
     О.М. Савчук для исследования прочности кузова начал использовать современную на тот период аналоговую, приобретенную кафедрой, и цифровую вычислительную технику института ("Урал-1", "Урал-3"). В 1964 г. он защитил кандидатскую диссертацию. К выполнению научно-исследовательских работ широко привлекались студенты. Эта работа и практика на передовых лучших предприятиях позволяет расширить реальное проектирование. Увеличивается количество заявок предприятий на разработку механизации и автоматизации производственных процессов. Приближению учебного процесса к производству способствовало привлечение ведущих специалистов Днепродзержинского вагоностроительного и Днепропетровского вагоноремонтного заводов, вагонных депо и управления Приднепровской железной дороги к руководству дипломным проектированием.
     В 60х годах на кафедре преподаются такие дисциплины:
  • автоматические тормоза;
  • вагоны и вагоностроение;
  • технология ремонта вагонов;
  • организация производства на ремонтных предприятиях;
  • вагонное хозяйство;
  • холодильное оборудование вагонов и кондиционирование воздуха.
  •      С начала 70-х годов на кафедру переводится курс электрооборудования вагонов. Для этого создается лаборатория, которая оснащается действующими устройствами и приборами для исследований работы электрооборудования пассажирских вагонов. Кафедра начала вести курс автоматики и автоматизации производственных процессов. Поставлен новый курс АСУ.
         На кафедре начал работать опытный практик - зам. директора Днепропетровского вагоноремонтного завода Ф.П. Светашов.
         В начале 70-х годов под общим руководством И.М. Коротеева сформировались и развиваются в настоящее время следующие направления научной деятельности кафедры:
  • теоретическое и экспериментальное исследование прочности кузовов и деталей грузовых вагонов, тормозного оборудования, ударно-тяговых приборов, тележек (О.М. Савчук, А.А. Харитонов, Ю.Г. Амосов, И.К. Мороз, В.К. Бруякин, Б.Ф. Бабич, Н.А. Пастернак, В.В. Соборницкая, В.А. Калашник, В.Т. Вислогузов, В.К. Стельмах, А.В. Султан, А.Л. Пулария).
  • АСУ технического обслуживания и ремонта пассажирских вагонов (А.С. Осипов, А.Е. Дударев, К.Н. Фомкин, В.Г. Анофриев, В.П. Свинухов, Л.П. Безовская, В.О. Казаликашвили)
  • разработка схем погрузки и крепления грузов на открытом подвижном составе, определение норм допускаемых нагрузок на узлы и детали вагонов (Г.В. Рейдемейстер, В.И. Грицан, А.В. Шатунов, А.Д. Жаковский, А.М. Бабаев, С.С. Довганюк, В.А. Кушнир, П.Г. Татарин, В.А. Рыжов)
  • совершенствование технического обслуживания эксплуатации и повышения надежности энергохолодильного оборудования рефрижераторного подвижного состава (А.Г. Дуганов, О.В. Яланский)
  • эксплуатационные испытания вагонов и их частей
  •      В начале этого периода по заказу ВНИИВ выполнены и внедрены результаты исследований кузова двухъярусной платформы для перевозки легковых автомобилей. На Днепродзержинском вагоностроительном заводе внедряются результаты исследований кузова вагона для перевозки окатышей и тележка для вагонов с осевой нагрузкой 35 тс.
         На Крюковском и Уральском вагоностроительных заводах внедрены результаты исследований тормозного оборудования вагонов.
         Со средины 70-х годов О.М. Савчуком, Н.А. Пастернаком, В.В. Соборницкой, А.В. Султаном ведутся работы по созданию пакета прикладных программ на основе метода конечных элементов для расчетов осей, колес и букс. Сами программы внедрены на Уральском вагоностроительном заводе, Коломенском НИИ тепловозостроения. Исследованы прочность вагонных колес для ВНИИЖТ, локомотивных колес для Днепропетровского электровозостроительного завода, полых и сплошных осей; прочность и сравнительная надежность букс со стальными корпусами и с корпусами из алюминиевого сплава, букс с упругими элементами.
         С конца 60-х годов на кафедре начали выполняться работы, связанные с автоматизацией управления технической эксплуатацией и ремонтом парка пассажирских вагонов.
         В 1969 г. для пассажирского вагонного депо Симферополь была разработана АСУ деповским ремонтом вагонов.
         Кафедрой совместно с ВНИИЖТ разработано техническое задание на создание "Автоматизированной системы управления вагонным хозяйством" в составе комплексной АСУЖТ. Разработаны ряд технических заданий на комплексы функциональных задач управления ремонтом и эксплуатацией вагонов в пассажирском депо. Были внедрены в депо Днепропетровск и приняты как типовые для линейных предприятий сети дорог. На основе опыта работы этих типовых комплексов задач было разработано техническое задание на создание Автоматизированной системы контроля работы парка пассажирских вагонов.
         В 1987-1990 г.г. на кафедре выполнялись НИР, связанные с разработкой ТЗ на типовую комплексную АСУ линейным предприятиям.
         В 1993 г. кафедрой совместно с институтом кибернетики НАН Украины и институтом прикладной информатики были начаты разработки многоуровневой АИС для управления основными средствами вагонного хозяйства железных дорог Украины. В настоящее время в ЦВ УЗ внедрен комплекс задач верхнего уровня и осуществляется разработка соответствующих АИС для железных дорог.
         Местные технические условия погрузки и крепления металлопродукции разрабатывались для металлургических заводов Приднепровской, Донецкой, Прибалтийской железных дорог, а также портов Прибалтики. Данные схемы обеспечивали полное использование грузоподъемности (вместимости) вагонов при минимальном применении реквизитов одноразового использования с обеспечением безопасности движения вагонов. Значительная часть разработанных схем вошла в III главу сетевых технических условий размещения и крепления грузов, а нормы допускаемых нагрузок - в I главу ТУ создания 1988 г. Результаты работ экспонировались на ВДНХ СССР и заняли II место.
         Внедрена на сети дорог новая система обслуживания 5-вагонных рефрижераторных секций сокращенными поездными бригадами; разработана и внедрена методика нормирования и расхода топлива дизель-генераторами рефрижераторных вагонов; сформулированы и переданы соответствующим организациям требования к ремонтопригодности энергохолодильного оборудования РПС.
         Начиная с 70-х годов, защищаются кандидатские диссертации по исследованиям, выполненным на кафедре. Кандидатами технических наук стали Г.В. Рейдемейстер, А.Е. Дударев, А.Г. Дуганов, Н.А. Пастернак, А.В. Шатунов, А.Д. Жаковский, В.Т. Вислогузов, В.В. Соборницкая, С.С. Довганюк, А.Л. Пулария., А.Г.Рейдемейстер.
         В настоящее время кафедра имеет 5 учебных лабораторий:
  • вагонов и технологии ремонта;
  • автотормозов - групповая тормозная станция;
  • вычислительной техники;
  • электрического, холодильного оборудования и кондиционирования воздуха;
  • динамики вагонов.
  •      На кафедре преподаются 17 дисциплин. Площадь учебных помещений составляет почти 1000 м2.
         Есть филиалы кафедры в пассажирском вагонном депо ст. Днепропетровск и рефрижераторном депо ст. Синельниково.
         С 1996 г функционирует Львовский филиал университета, где проводится обучение на первых трех курсах (для заочной формы обучения - на четырех курсах) студентов, в том числе и по специальности "Вагоны". Часть учебной нагрузки филиала выполняют преподаватели кафедра.
         Кафедра ведет подготовку проводников пассажирских вагонов из числа студентов университета.
         В 1998 г. при кафедре образована научно-исследовательская лаборатория "Вагоны". Научный руководитель - д.т.н. О.М. Савчук, заведует лабораторией В.Т. Вислогузов.
         На кафедре работают: д.т.н., профессор О.М. Савчук, профессор С.В.Мямлин, кандидаты тех. наук, доценты В.Г. Анофриев, В.К. Бруякин, А.М. Бабаев, А.Г. Дуганов, В.Т. Вислогузов, Н.А., Л.А.Мурадян, Пастернак, А.Л., Пулария, В.В. Соборницкая А.В. Шатунов, А.Г. Рейдемейстер, А.Д. Жаковский, В.В.Мямлин, старшие преподаватели В.П. Епов. Л.П. Безовская, Савченко К.Б., ассистент Шикунов А.А. Учебными лабораториями заведует М.В. Кондратюк. На кафедре работают инженер Л.В. Лысенко, лаборант Б.А. Погорелец. Научно-исследовательский сектор: ст.н.с. В.А. Рыжов, ст.н.с. В.А. Кушнир, ст.н.с. Н.А. Гричаный, н.с. А.А. Мищенко, В.Н. Будний, м.н.с. Т.И. Дедаева, м.н.с. П.А. Ягода, м.н.с. В.Ю. Подлубный, м.н.с. Сорокалет А.В. специалисты Н.В. Монгарова, Л.В. Пономаренко, А.А. Донев, техник Оберняк С.Н.
         На кафедре есть аспирантура и докторантура.
         На кафедре много внимания уделяется применению вычислительной техники. При использовании вычислительных машин вычислительного центра института примерно 80% дипломных проектов содержали расчеты, выполненные на ЭВМ. В 1986 г. был создан вычислительный центр на кафедре. Стало возможным использовать ЭВМ каждому студенту при выполнении курсовых и дипломных проектов.
         Сотрудники кафедры работали: В.К. Бруякин и И.К. Мороз - деканами, О.М. Савчук - проректор института по научной работе, В.А. Каблуков - ректор института. А.Н. Пшинько, выпускник кафедры, - ректор университета.
         С начала 90-х годов кафедра совместно с ИТМ проводит исследования, связанные с перевозками грузов по направлению Европа - Украина - СНГ. Руководят работой д.т.н. О.М.Савчук и д.т.н. Ю.М.Демин. В период 1996-1998 гг. Ю.М. Демин руководит научно-исследовательским центром специализированного подвижного состава и работает на кафедре.
         В 1993 г. выполнены экспериментальные исследования перевозки грузов вагонами Европы по железным дорогам колеи 1520мм и 1435мм. Состав польских цистерн проведен по Львовской, Приднепровской, Донецкой железным дорогам и по железным дорогам Польши и Германии.
         Вагоны европейских и украинских железных дорог отличаются тормозными системами, ударно-тяговыми устройствами, опиранием кузова на тележки. В настоящее время исследуются возможности движения составов, состоящих из вагонов Украины и Польши.
         Доцент Шатунов А.В. является членом рабочей группы ІІ Комиссии ОСЖД по разработке правил размещения и крепления грузов в вагонах и контейнерах. Разработаны 1, 3, 9 главы приложения 14 к СМГС.      Выполнены теоретические и экспериментальные исследования по комплексным перевозкам - перевозка большегрузных автомобилей на специальных платформах. В этой работе участвуют Днепродзержинский и Крюковский вагоностроительные заводы, ДИИТ, ИТМ, железные дороги.
         Выполнены теоретические и экспериментальные исследования по разработке технических условий (ТУ) размещения 20 и 40 футовых контейнеров на длиннобазных платформах постройки КВБЗ. Сделаны экспертные заключения на погрузку аналогичных контейнеров на платформы постройки "Азовмаш". ТУ рассмотрены Укрзализныцей и ОАО Российские железные дороги, а также вынесены на рассмотрение рабочей группы комиссии ОСЖД.
         Новым направлением также является теоретическое и экспериментальное исследование прочности кузовов, систем жизнеобеспечения и комфорта пассажирских вагонов новой постройки, перспективных и после капитально-восстановительного ремонта. Результаты исследований учтены в конструкциях этих вагонов на вагоностроительном и вагоноремонтных предприятиях.
         Перспективными направлениями в учебном процессе являются расширение объема дисциплин, связанных с интеграцией Украины в европейскую экономику и расширением прямых перевозок по железным дорогам колеи 1520 и 1435 мм. Начата и расширяется подготовка магистров. Укрепляется учебный комплекс техникум - ВУЗ.
         С 1999 г. начинается подготовка инженеров из числа выпускников техникумов с уменьшенным до 4 лет сроком обучения. Формирует-ся учебная лабораторная база Львовского факультета.
         В научной деятельности продолжаются исследования новых вагонов и их элементов, выполняются НИР, связанные с международными перевозками, разрабатываются ТУ погрузки и крепления грузов, разработка и обоснование методик продления срока службы вагонов сверх установленных сроков и разработка соответствующих нормативных документов.
         В последнии годы кафедру возглавлял доцент В.Г. Анофриев, который в течение 10 лет исполнял обязанности заведующего кафедрой. С 2012 года кафедрой заведует Мямлин Сергей Витальевич, выпускник кафедры, академик Транспортной академии Украины, Лауреат Государственной премии Украины в области науки и техники, доктор технических наук, профессор. Он является автором более 600 научных работ, руководит подготовкой аспирантов и докторантов на кафедре.
         При кафедре работают две лаборатории:
         Испытательная лаборатория вагонов (заведующий, к.т.н., доцент А.Г. Рейдемейстер), имеющая аккредитацию в Национальном агентстве по аккредитации Украины и Отраслевая научно-исследовательская лаборатория вагонов (заведующий К.Б. Савченко).
         Научные направления кафедры связаны с совершенствованием конструкций грузовых и пассажирских вагонов, проведением теоретических и экспериментальных исследований основных технических характеристик вагонов, эксплуатационными испытаниями подвижного состава, определению ресурса вагонов, сертификацией подвижного состава.
         Кафедра является головной научной организацией Укрзалізниці по трем направлениям: пассажирские вагоны, грузовые вагоны, схемы погрузки вагонов.
         Кафедра и ОНИЛ выполняют значительный объем хоздоговорных работ по заказам отечественных и зарубежных предприятий.


    Университет |  Главная |  Новости  |   История кафедры |  Состав |  Метод. работа |  Научная работа |  Выпускники |  Координати

    Дата последнего обновления: 29.05.2013.
    www.diit.edu.ua      Українська мова     Русский язык     English